Паспорт программы

 

1.Наименование программы:

 Программа муниципального образовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» по профилактике правонарушений учащихся «Подросток и закон».

 

2. Нормативная база.

·         Конституция Российской Федерации

·         Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999г 120 ФЗ

·         Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1

·         Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

 

3. Цель:

 Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

 

4. Задачи:

Программа направлена на решение следующих задач:

- защиту прав и законных интересов детей и подростков;

- снижение подростковой преступности ;

- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних ;

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям;

- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ;

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

- всестороннее развитие способностей, творческой и социаль­ной активности учащихся.

- создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.

- воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся.

 

 

5. Сроки реализации: 2010-2014 годы

 

6. Исполнители программы:

 - Администрация МОУ «Первомайская СОШ», педагогический коллектив;

- Совет профилактики;

 - Совет школы;

- медицинский работник.

 

6. Ожидаемые результаты.

 Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит :

- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;

- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений ;

- создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними .

 

7. Разработчик программы.

Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» села Центральное, Родинского района, Алтайского края

 

 I. В программе применяются следующие понятия:

• Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;

• Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

• беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

• несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

• антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

• семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

• индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

• профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

• пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

 

 

II. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в селе является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

 

Мероприятия по реализации программы

 

Организационные мероприятия:

  планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений;

  проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;

  систематическая работа со списком и картотекой «трудных» обучающихся;

• своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся;

·          Организация летнего труда и отдыха,  информация о занятости учащихся, состоящих на учете, в летнее и каникулярное время вне школы;

·          Разработка программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

·          Оказание социально-психологической помощи учащимся, состоящим на учете, организация наставничества;

·          Организация сети кружков дополнительного образования на базе ОУ (учебный план, расписание, учебные программы, календарно-тематическое планирование, журналы, выполнение программ);

·          Организация психологической помощи (план, журнал учета индивидуальных бесед, методические разработки по работе с детьми асоциального типа);

·          Организация социальной помощи детям (план, журнал учета индивидуальных бесед, выход в семьи, наличие актов, социального паспорта , наличие документов об оказании помощи детям, оказавшихся в социально опасном положении, подтверждающая информация);

·          Организация работы классных руководителей (план методического объединения, анализ состава, оказание индивидуальной помощи, методические рекомендации для классных руководителей, планы работ классных руководителей).

 

   Работа с учащимися:

• изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблю­дение этих прав в школе;

• охват организованным отдыхом и трудом подростков «груп­пы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным до­сугом в течение всего года;

• выявление  подростков, склон­ных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических ве­ществ;

• организация занятий для детей и подростков по саморегуля­ции, по развитию способности адекватно выражать свои эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов;

  организация медико-социальной психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;

• активизация работы прикладных, технических, спортивных туристических кружков;

• проведение вечерних дискотек, вечеров;

·          учет посещения учащимися учебных занятий (оперативный контроль, журнал, анализ сведений о посещаемости занятий учащимися с 1 по 11 класс, анализ причин пропусков, дальнейшие действия со стороны администрации).

 

 

Работа с семьей:

• выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, работа с ними;

  организация консультаций специалистов-психологов, педагогов, медиков для родителей;

  родительский всеобуч, организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

 

Содержание деятельности, темы

Форма работы с учащимися

Сроки

Ответственные

Общественный порядок и его охрана. Роль правил в жизни человека. Правила, установленные законом.

Диагностическая беседа «Правило, порядок, закон»

сентябрь, ежегодно

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Как появляются правила, как рождаются законы. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах. Кто охраняет порядок.

Деловая игра «Как обеспечить порядок»

октябрь , ежегодно

Зам. директора по ВР, кл. руководители, психолог

Ролевая игра «Трудно жить по правилам»

ноябрь

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Зачем нужна милиция. Ответственность за нарушение общественного порядка.

Встреча – беседа с милиционером «Охрана правопорядка»

по согласованию

 кл. руководители

Что такое хулиганский поступок? Откуда берутся хулиганы?

Диалог- размышление «Почему нарушают порядок»

декабрь

 кл. руководители

Агрессивность как явление, нарушающее нормальную жизнь общества.

Причины агрессивности и жестокости

Диагностическая беседа «Жестокость и агрессивность в нашей жизни»

сентябрь

Зам. директора по ВР, кл. руководители

От детской драки до преступления. Можно ли противостоять агрессии.

Деловая игра «Противостояние агрессии»

по классам

февраль

 

 кл. руководители

Ролевая игра «Переговоры»

по классам февраль

Кл.руководители

Диалог-размышление «Можно ли избавиться от войн»

по классам февраль

Кл.руководители

Преступность. Детская преступность.

Как не стать жертвой преступления.

Кл. час «Как вести себя на улице»

по классам апрель

Кл. руководители

Диагностическая беседа «Проблемы современного подростка»

по классам апрель

Кл.руководители

Ролевая игра «Школа выживания в современном мире»

по классам апрель

Кл.руководители

Умение вести себя в общественном транспорте. Свободное время,  где его провести.

Общение с незнакомым человеком.

классные часы, беседы. тренинги

декабрь по классам

Кл.руководители

Правила поведения в общественном месте. Вежливость общения.

 

классные часы, беседы, экскурсии

В течение года

Кл.руководители

Как не стать жертвой преступления. Что такое закон и порядок.

Диалог-размышление «Конфликт: за и против»

январь

Кл.руководители

 

Диалог- размышление «Закон и порядок»

Ноябрь

Кл.руководители

Ответственность за нарушения общественного порядка.

 

Встреча с милиционером

по согласованию

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Основные преступления.

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Январь

Кл.руководители

Причины конфликтов в поведении человека.

Диспут «Конфликтный человек за и против»

Февраль

Кл.руководители

 

Ожидаемые результаты:

Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.

Воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся.

Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений. Снижение доли правонарушений.

Корректирование поведения детей девиантного поведения.

Бесплатный хостинг uCoz